Новости-News
В Сочи с армянскими красками
Наша встреча с Андраником Саакяном состоялась в Сочи, где известный армянский художник нашёл новые творческие идеи, воплощая на холсте красоту гор Красной Поляны. «В Сочи атмосфера курортного счастья, но на моих картинах местный пейзаж все равно напоминает Армению, — улыбается он. — В душе сохранилась красота родных гор».
Первые дни марта, а в горах даже не ощущается холода, наоборот, радость жизни и солнечного света, который отблесками играет в бурных водах реки Мзымта, в снежных вершинах вокруг. Утро. Художник аккуратно устанавливает холст и палитру красок.
— В любом деле нужно серьёзное отношение — говорит Саакян. — Я в этом плане, может быть, чересчур строг. Помимо армянского трудолюбия есть немецкая педантичность: моя мать была немкой по национальности.
Судьба родителей наложила отпечаток на характер сына. Он родился в Сибири, где мать оказалась в числе репрессированных немцев Поволжья, а отец — армянин, был выслан на восток из Баку. Детство прошло в Армении, в доме тети Лусик. Это имя теперь носит дочь мастера живописи.
Принято считать, что успех в искусстве — это талант, умноженный на собственный труд. Так и есть. А ещё — взаимопомощь среди людей. Армяне всегда помогают друг другу, и это то качество, которое должно передаваться от отца к сыну. Талант и труд юного Андраника в своё время оценил Эдуард Исабекян.
— Это было советское время, — вспоминает теперь художник. — Исабекян, помимо того, что уже состоялся как крупный всесоюзный живописец, имел звание профессора Художественной академии в Ереване. Это не мешало ему оставаться искренним и внимательным человеком. Я был совсем молод, только окончил училище, и встал вопрос о будущем творчестве. Своими сомнениями я поделился со старшим товарищем, художником Джаником Гаспаряном, а тот, желая помочь, показал мои работы профессору Исабекяну. Мне было 19 лет, еще ни одной персональной выставки, а знаменитый мастер одобряет мои работы, и говорит, чтобы оставил сомнения позади. Тем летом я поступил в Художественную Академию Армянской ССР именно благодаря тому, что мне помогло внимание и поддержка со стороны людей.
Внимание и взаимопомощь отличают армянский народ, позволяют сохранять и развивать собственную культуру. И в то же время нация не становится замкнутой в себе, напротив, способна нести свет другим людям. Сейчас в Сочи приезжают молодые художники из регионов России. Они имеют разную национальную принадлежность, но их объединяет творчество. И здесь, в Сочи, Андраник Саакян, как наставник, может помочь, подсказать, направить в лучшую сторону.
Гость из Армении пишет этюды на набережной реки Мзымты, вокруг многолюдно, Красная Поляна — всесезонный курорт. Рука выводит штрихи пейзажа, накладывая краски в виде снега, солнца, неба. Подбегают дети, им интересно, и художник готов отложить кисть, чтобы подать карандаш в детские руки. Внимание к каждому человеку, это возможность самому увидеть мир ярче.
Незабываемые годы учебы в Ереване, друзья-однокурсники, молодость и радость — все разом померкло. Митинги о признании Карабаха, землетрясение, погромы армян в соседней республике… Многие однокурсники стали добровольцами и геройски погибли в боях.
Война в Карабахе уже шла, когда распался Советский Союз. Андраник рассказывает о начале 90-х годов: в Ереване не ходят автобусы, лимитировано электричество — пятнадцать минут в день, ночной холод, хлеб по талонам. «Блокада со стороны Азербайджана» — так в историю вошли те годы. Как армянский народ пережил это время?
— Мы всегда помогали друг другу, — Саакян невольно оставляет кисть в сторону. — Только благодаря сплоченности мы сохранили свою Родину. И ведь даже в эти годы в Армении открывались новые выставки картин, продолжали работу галереи и армяне массово, больше чем в советский период, обращались к искусству. Театр зимой не отапливался, температура как на улице минус 20, а зрительный зал весь заполнен, это была капля жизни среди бескрайних невзгод.
В творчестве Андраника Саакяна тогда появились новые произведения: «Хозяин Арцаха», «Гандзасар». В будущем их увидят в Ливане, Иране, в Москве. Успех и признание в Армении способствовали тому, что картины, вобравшие в себя краски армянской жизни, оказались востребованным во многих странах. В полотнах Саакяна много ярких оттенков, лучезарный цвет, отсюда и ощущение жизни, светлое впечатление от созерцания. Это — краски Армении: жизнь, радость, тёплое южное солнце над родными горами, которое в десятках произведений горит одной общей мозаикой. Есть произведения в тёмных тонах, но, как и должно быть в добром мире, в них тёмный фон подчинён крупицам света, которые мастер, ради выразительности сюжета, оставляет во взглядах персонажей, либо, например, в сиянии ярких звёзд в ночном небе. Как и память о войне, они оставляют лучи добра и надежды, позволяют продолжать жизнь и видеть в ней радость.
— Сейчас мой сын, Арнак, служит в Армянской армии и я, как и каждый отец, переживаю за сына, — делится Саакян. — Борьба армянского народа до сих пор продолжается, и я горжусь тем, что наша молодежь любит свою Родину, защищает и бережет Армению. Важно, что при этом мы, армяне, всегда остаемся выше своих противников. Мы не испытываем глупой ненависти ко всем подряд, понимаем, что многое плохое происходит из невежества. Среди моих студентов были мусульмане, жители Ирана: Шервин, Наджи, Хежмам. Они учились у нас, в Ереване, и я рад, что смог многому их научить. В дальнейшем они помогали мне во время выставки в Тегеране. Там, в столице Ирана, мои картины позволили показать жителям исламской республики настоящий мир, каким видим его мы, из Армении, показать сюжеты из жизни, ценности нашего общества. Надеюсь, что это был ещё один шаг на долгом пути к преодолению той отчужденности, которую часто используют ради разжигания войн.
Первые дни марта в Сочи, весна на берегах Мзымты оставила снег уже только на вершинах гор. Ещё немного, и склоны покроются зеленью, а гость сочинской Красной Поляны, художник из Армении Андраник Саакян, возвратится на Родину.
— Весна в Ереване сейчас не такая жаркая как в субтропиках Сочи, но мне она ближе и, знаю, принесёт с собой счастье и красоту новых дней. Каждую весну я стараюсь проводить на Родине, и плэнер в Сочи был запланирован именно так, чтобы весной, до конца марта, я мог вновь увидеть Армению. Спасибо российским коллегам за добродушный приём. В Сочи я смог сосредоточиться на творческом процессе, многое хорошо получилось. Появились новые друзья и единомышленники. Армяне и русские — братские народы. Каждого из друзей в Сочи я приглашал к нам, в Ереван. Уверен, что увидимся вновь.
Василий Петров
СПРАВКА: Андраник Саакян родился в сентябре 1967 года в городе Междуреченске Кемеровской области.
Отец был репрессирован из Азербайджана за национальную принадлежность, мать — Нина Райхард, немка по происхождению также была репрессирована по той же причине из Поволжья.
Рисовал с детства. Любовь к рисованию привила тетя. В детской художественной школе организовал свою первую персональную выставку живописи.
В 1982-1986 гг. учился в отделении живописи Ереванского художественного училища имени Терлемезяна. Далее с 1987 по 1993 гг. продолжил учёбу в Ереванском художественно-театральном институте (класс профессора Эдуарда Исабекяна), которую окончил с отличием.
С 1986 года работал в школе учителем рисования и черчения. С 1993-2005 гг. начал преподавать изобразительное искусство в художественно-театральном институте, после продолжил преподавательскую работу в Университете им. Маштоца.
Персональные выставки художника проходили в Ереване, Москве, Брюсселе, Бейруте, Тегеране и т.д.
Статья из сайта
http://www.yerkramas.org/article/117134/v-sochi-s-armyanskimi-kraskami/